Доступная среда
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) МАДОУ № 214
Сведения из Реестра доступности значимых (приоритетных) для инвалидов инфраструктурных объектов, транспортных средств общественного транспорта и транспортных маршрутов
№ п.п. |
Информация о специальных условиях для инвалидов и лиц с ОВЗ |
Соответствие п. 3.12 Приказа Рособрнадзора №831 от 14.08.2020 г. |
1. |
о специально оборудованных учебных кабинетах |
В учреждении оборудован кабинет учителя-логопеда, педагог-психолога. Кабинет оснащен оборудованием, содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.), собрана методическая база. |
2. |
об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
- |
3. |
о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
Библиотека – не предусмотрена. В методическом кабинете собрана библиотека методической и психолого-педагогической литературы. |
4. |
об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
Для занятий спортом имеется физкультурный зал и спортивная площадка, оборудованные спортивным игровым инвентарем, массажными дорожками и оборудованием для спортивных игр. |
5. |
о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в группах комбинированной направленности, на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №214. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ №214 разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. |
6. |
об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации |
В настоящее время, согласно «Паспорту доступности» проход в здание доступен частично избирательно (Г, У). |
7. |
о специальных условиях питания |
В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими санитарными правилами. |
8. |
о специальных условиях охраны здоровья |
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинский блок состоит из медицинского и процедурного кабинетов. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:
Состояние и содержание зданий территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарных правил. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения. В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные игры, занятия в зале и на улице, гимнастика после сна, гигиенические процедуры, дни Здоровья. |
9. |
о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
Не предусмотрено |
10. |
об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ |
Не предусмотрено Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих |
11. |
о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Не предусмотрено |
12. |
о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат |
Не предусмотрено |
13. |
о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ |
Не предусмотрено |
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Нормативные акты международного и федерального значения:
- Конституция Российской Федерации
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями на 29.07.2017)
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
- Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020 годы
- Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года
- Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией от 13.12.2006 № 61/106
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 05.12.2017) (Статья 1065. Предупреждение причинения вреда)
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.15 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"
- Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих доступность
- Методическое пособие для получения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
Нормативные правовые акты Администрации Кемеровской области:
- Закон Кемеровской области №25 от 14.02.2005 «О социальной поддержке инвалидов»
- Постановление коллегии администрации Кемеровской области от 27.05.2016 г. № 196 об утверждении программы «Доступная среда в Кемеровской области» на 2016 -2018 годы
- Распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области от 15.06.2017г. № 241-р «О внесении изменений в Распоряжение коллегии администрации Кемеровской области от 27.10.2015 г. № 585-р «Об утверждений плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг («дорожной карты») на 2016- 2020 годы»
- Распоряжение Коллегии АКО от 12.07.2016 № 275-р Об определении уполномоченных органов исполнительной власти Кемеровской области, ответственных за реализацию государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы и комплексной программы "Доступная среда в Кемеровской области" на 2016 - 2018 годы
- Распоряжение Коллегии АКО от 15.05.2013 №389-р О мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Нормативные правовые акты Администрации города Кемерово
- Постановление администрации города Кемерово от 27.02.2017 № 340 О создании комиссии, в соответствии с распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области от 15.05.2013г. № 389-р « О мероприятиях по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры и предоставляемых в них услуг»
- .План мероприятий значений показателей доступности для и инвалидов объектов и услуг («дорожная карта») от 28.08.2017 № 2269 на 2016-2030 годы
- Постановление администрации города Кемерово от 19.10.2017 г. № 2711 «Об утверждении порядка проведения мониторинга реализации плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на 2016 -2018 годы в городе Кемерово»
Локальные акты МАДОУ № 214
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие.
В МАДОУ № 214 "Центр развития ребенка - детский сад" присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Группы ДОУ, где находятся дети с ОВЗ и дети-инвалиды, оборудованы специальной мебелью; индивидуальной мебелью.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.