+7
620003, г. Кемерово, пр. Ленинградский, 38в

Руководство и педагогический состав


Главная » Статьи » Мои статьи

Медкова О.Н., Тимошенко Е.Е.

Городской семинар МО учителей-логопедов

25.10.2017г.

Тема: «Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения для детей дошкольного возраста».

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой-Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другими было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает вести целенаправленную работу по коррекции речи дошкольников. На основе проведённого исследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Работы В. М. Бехтерева подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.

В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую популярность? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё несколько лет назад взрослым и детям в том числе, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками. Такую как перебирать крупу, стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду, а сейчас эти операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы, мультиварки. Вся эта популярность непосредственным образом отражается на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с общим недоразвитием речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из–за чего страдает звукопроизношение. Поэтому вместе с развитием мелкой моторики с детьми мы проводим работу по звукопроизношению, интонации, темпа и ритма речи. Основная задача развития речи состоит в том, чтобы научиться пользоваться речью, как средством общения.

Важную роль в процессе общения играет умение правильно понимать эмоциональное состояние собеседника умение внешне выражать свои внутренние эмоции. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами, выразительными движениями, мимикой, ребенок способен точно понимать все оттенки в выражении лица, жестов и движений тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико–жестикуляторной речи, наблюдающаяся у детей с тяжелой речевой патологией, затрудняет общение детей между собой и взрослыми.

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приемы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте уровень развития мелкой моторики и речи является диагностическим фактором. И если руки развиты недостаточно, то это свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Когда нужно начинать развивать мелкую моторику рук? Чем раньше, тем лучше.

В период дошкольного детства, важно, развитие и становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление редкое.

Поэтому развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще.

Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память).

Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

 

 


 

 

 

 


Список литературы использованной:

  1. Земляченко М. В., Кутергина Т. В., Кузнецова Т. Д. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 169-172.
  2. Лобанова Н. Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 595-596.
  3. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей. – Ярославль: «Академия развития», 2006.
  4. Бабушкина Л. М., Никифорова О.А., «Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста» г. Салават, Республики Башкортостан

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kotik (29.01.2018)
Просмотров: 40 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Ссылка
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Ваш ребенок любит ходить в детский сад?
Всего ответов: 50
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0