+7
620003, г. Кемерово, пр. Ленинградский, 38в

Руководство и педагогический состав


Главная » Статьи » Мои статьи

Ваш ребенок талантлив

Ваш ребенок талантлив

«Не зарывайте талант ребенка в землю, и тогда Вы будете им гордиться в будущем». Это не просто мудрое высказывание. Это сложно, но в этом и проявляется талант родителей.

Все родители видят в своем маленьком чадо настоящего ангелочка. Все гордятся его маленькими достижениями, холят и лелеют его, не обращают внимания на многие оплошности. Некоторые семьи, в которых ребенок только взял в руки кисточку, считают его настоящим и необычайно одаренным художником, другие, по желанию бегать – настоящим спортсменом, победителем Олимпийских игр, как минимум.

Таланты каждого ребенка напоминают цвета в радуге — невозможно определить, где кончается один цвет и начи­нается другой. Так же и таланты ребенка. Они здесь и ждут того, чтобы их открыли, и тогда они засияют. Лю­бой талант ребенка бесценен. Каждый ребенок имеет свои особенности и не всегда умеет рассказать о себе ок­ружающим. Это значит, что какие-то детские таланты могут ускользнуть от вас. Один ребенок может осозна­вать, что у него есть талант в какой-либо области, но бу­дет стесняться и скрывать это. Другой же немедленно и с радостью сообщит всему миру о своих успехах [5].

 Но все же, как распознать действительно одаренного ребенка и не зарывать его талант в землю? Некоторые ученые считают, что не талантливых детей просто не бывает: одни находят свою награжденную способность, другим либо не дают этого сделать, либо просто не обращают внимания на его необычайные успехи.

         Все дети представляют собой такое смешение разнооб­разных индивидуальных особенностей, эмоций, талан­тов, идей и творческих возможностей, что их способно­сти не так-то легко определить. Добавьте в эту смесь гормональный всплеск, если  ребенок находится в стадии полового созревания. Есть опасность, что его способности окажутся похороненными под бесконечны­ми походами к докторам, чтобы разобраться с прыщами, с пробивающимися усами и бородой, с ломающимся го­лосом, который скачет на две октавы то вверх, то вниз, пока юноша отвечает урок. Итак, вот несколько призна­ков, по которым можно определить индивидуальные способности ребенка.

             Лидер. Общительный человек, естественно оказы­вается лидером и в общественных делах, и во время дискуссий в классе. Всегда был таким, начиная с детского сада, и всегда пытался руководить дру­гими детьми во время игр, даже в трехлетнем возрасте.

             Мыслитель. Способен рождать замечательные идеи, но стеснителен, и поэтому никогда не берет на себя лидирующую роль. Когда видит, что его идеи значительно лучше других и что ему следовало бы высказать их вслух, начинает внутренне тихо ки­петь.

             Магнат. Не слишком старательно выполняет до­машние задания, если в них нет чего-нибудь для не­го интересного, захватывающего воображение и да­ющего шанс придумать нечто новенькое. Быстро находит способ, как успешно справляться со школь­ными делами и получать от них выгоду. Превраща­ет свои карманные деньги в ссудную кассу уже в возрасте шести лет.

             Загадка. Находит удовольствие и развлечение в том, что другим кажется сложным, например, в ре­шении головоломок, починке сломанной посудомоечной машины, когда никто не может с этим спра­виться (!), или отвечая в классе на действительно трудный вопрос.

            Поп-звезда. Открыто проявляет творческую ак­тивность в той или иной области. Это может про­исходить по-разному, в зависимости от желания и возможностей ребенка. Его натура проявляется в том, как он танцует, как причесывается, украшает спальню, показывает свои работы в школе, и даже в том, как он зарабатывает свой первый миллион, исполнив новый хит в возрасте двенадцати лет.

            Любитель поговорить (Болтун). Много читает и может рассказать все обо всем. Если на­чинает говорить, остановить его невозможно. Превосходя знаниями своих ровесников, предпо­читает беседовать со старшими детьми или взрос­лыми. Никогда не спорьте с ним — он всегда по­беждает.

            Умудренный опытом. Любит учиться и вы­полнять трудные задания. С безмятежной повад­кой сиамского кота справляется с трудным до­машним заданием за шесть секунд. Затем любует­ся на свои ногти, зевает и жалуется на скуку. В четыре года может вести себя как четырнадца­тилетний.

             Непоседа. Любит учиться, не боится трудностей. С добродушным энтузиазмом большого щенка за шесть секунд «приканчивает» .сложное домашнее задание. Затем вопит с ухмылкой: «Еще!» Если ни­чего больше не предлагают, начинает дразнить кошку и слоняться от скуки. В 14 лет может вести себя как четырехлетний.

             Затейник. Временами (на самом деле достаточно часто) шалит, потому что может читать мысли учи­теля, прерывает его на каждом слове и таким обра­зом затыкает его за пояс (бедный учитель!). Любит стратегические игры, например, шахматы и спор­тивные соревнования. Обожает выигрывать. Про­игрывает редко.

             Фантазер. Может легко переключать внимание с одного предмета на другой и не замечать окружаю­щего. Машинально делает рисунки, которые в итоге выглядят как картины Микеланджело, или разраба­тывает дизайн всего, чего угодно, например нового портативного компьютера или революционной мо­дели автомобиля.

             Яркая личность. Завоевывает одновременно призы по математике и на поэтическом конкурсе. В прошлом году выиграл конкурс по естествен­ным наукам. Капитан школьной спортивной ко­манды, вдобавок успешно обучается игре на скрипке. Снова получил главную роль в школьной пьесе. Его редко приглашают на дни рождения других детей.

Вышеперечисленные признаки индивидуальных способностей невозможно исчерпать до конца. Более ве­роятно, что у каждого ребенка окажется целый комплекс разнообразных талантов, часть из которых попала в спи­сок, а каких-то талантов в нем нет [5].

Наиболее активно мозг новорожденного развивается от 0 до 3 лет. Значит, именно в этом возрасте им все интересно, они все пробуют и находят себя в чем-то. Примерно с трех лет малыш все время начинает говорить: «Мам, пап, я хочу…». К этим словам стоит прислушаться, возможно, в некоторых из них и промелькнет истинное влечение.

Однако абсолютно не значит, что если не дать развитию талантов ребенка в детстве, потом они зачахнут. Все люди индивидуальны, поэтому любые способности могут развиваться по-разному:

1. Раннее нахождение таланта. Самый известный представитель – Моцарт, который уже в 3 года написал первую симфонию.

2. Талант, проявившийся в юные годы. Примеров множество, например, А.С. Пушкин, который творил чудеса стихосложения в Царскосельском лицее.

3. Проявившийся в зрелые годы. Многие находят себя после тридцати или сорока. Например, И.А. Крылов, который начал писать басни лишь после сорока.

Талант и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. В исследовании Н.Б.Шумаковой изучались особенности развития постановки вопросов как одной из форм проявления поисковой, творческой активности в период от 5 до 20 лет [6].

Результаты исследования позволили выделить два критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом. Первый критический период наблюдается в возрасте от 6 до 8 лет: если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей (20-25%) становятся пассивными; вместе с тем у 20-25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства –50-60% - активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество – поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного.

В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский характер. К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни.

В этот критический период происходит дальнейшая дифференциация детей по их активности в постановке исследовательских вопросов, вопросов-гипотез. Высокий уровень активности в постановке таких вопросов наблюдается у небольшой части школьников (10-15%), значительная же часть (40%) характеризуется пассивностью.

К концу подросткового возраста четко выделяются два крайних полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок – проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий). Подростки с проблемным типом активности обнаруживают в ситуации неопределенности большие способности к самостоятельному порождению задач, вопросов, проблем и поиск их решения. Они отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования.

В дальнейшем, в период от 15 до 20 лет, эти различия между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать [3].

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными” - "одаренные дети встречаются крайне редко”. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть детей.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. могут привести к снижению показателей успешности ребенка (несмотря на потенциально высокий уровень его способностей).

 Одним из негативных последствий искусственно провоцируемого раннего развития является феномен неадекватного проживания ребенком этапа дошкольного детства.

Одно из основных новообразований кризиса семи лет - произвольность. Без ее формирования не может быть успешной школьной жизни. Однако в последнее время резко увеличилось количество детей, которые на момент поступления в школу страдают в той или иной степени нарушениями в произвольной регуляции поведения и деятельности. Это подтверждают данные дефектологов. По мнению В.И. Лубовского, около 48% новорожденных страдают от внутриутробной и родовой патологии. Эти патологии влияют на успешность формирования произвольной регуляции поведения и требуют специальной коррекционной работы. Но, согласно нейропсихологическим обследованиям, к началу школьного возраста количество детей с отклоняющимся развитием и неуспешным формированием произвольной регуляции поведения возрастает почти вдвое. «Парадоксальная» картина роста нарушений произвольной регуляции у детей в дошкольном возрасте требует отдельного анализа. Одной из причин могут являться изменения, которые произошли в социальной ситуации развития дошкольников за последние четверть века [2].

Процесс воспитания все более интеллектуализируется, а игра подменяется учебой по школьному типу. Практически исчезли детские разновозрастные дворовые объединения, которые передавали от поколения к поколению игры, отвечающие за формирование психических новообразований дошкольного возраста, и в первую очередь - за становление процессов саморегуляции. Живое общение со взрослым и сверстником все более подменяется «развивающей» видео- и компьютерной продукцией. Все возрастающие требования со стороны начальной школы к уровню овладения элементарными учебными навыками, с одной стороны, и желание родителей обучать детей в престижных учебных учреждениях - с другой, вызывают к жизни появление групп раннего развития и дошкольных прогимназий. Большинство из них, игнорируя специфические для дошкольников виды деятельности, строят свою работу по школьному типу. Этому способствует и кадровое обеспечение такой работы, т.к. занятия в основном проводят школьные учителя, не владеющие приемами дошкольной педагогики (или использующие ее формально). Опросы родителей показывают, что ведущая деятельность дошкольника - игра - воспринимается ими как форма отдыха и развлечения, форма поощрения ребенка за хорошую «учебу».

Эта ситуация является общей для всей современной детской популяции. Однако одаренные дошкольники, особенно дети, проявляющие опережающее интеллектуальное развитие, в большей степени подвержены прессингу раннего обучения. Они с легкостью осваивают предложенный материал, а возникающие проблемы в формировании произвольности, требующие своевременной психолого-педагогической коррекции, приписываются взрослыми феномену одаренности. Но дети, проявляющие высокие способности в определенных сферах знаний и имеющие в своем поведении признаки нарушения адаптации и трудности в обучении, должны получать психологическую помощь, направленную на проработку не пройденных или неадекватно пройденных этапов развития, для восстановления нормального онтогенеза.

Иная ситуация, когда ребенок эмоционально включен в творческую, увлеченную какой-либо деятельностью семейную среду. В этом случае более вероятным является позитивный прогноз развития одаренности. К таким примерам относятся знаменитые творческие династии ученых, музыкантов, художников.

Однако раннее развитие может проходить стихийно, и здесь функция родителей должна заключаться в мудром регулировании поступающей информации, а также в целенаправленной социализации. Без этого ребенка также ждут проблемы [4].

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода "допуск” на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Одаренность далеко не всегда можно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия [1].

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого. 

Одним из распространенных мифов является мнение, что одаренный ребенок - это трудный ребенок. Считается, что их боятся педагоги, ими озадачены родители, к ним недоброжелательно присматриваются сверстники.

Однако, если по отношению ко всем «обычным» детям при возникновении у них трудностей в учебе, поведении, общении, педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то принципиально иначе обстоит дело с «одаренными». Налет фатализма - «Таков дар!» - определяет глобальную стратегию работы с ними лишь через поиски форм организации их обучения: отдельные классы, специальные школы, индивидуальные программы. Однако, чтобы работа с одаренными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание того, что одаренность - это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь - проблема становления его личности.

Можно выделить различные механизмы (факторы), стоящие за проблемами в поведении, общении и обучении, сопровождающие проявление феномена детской одаренности. Они могут быть следствием нарушений в онтогенетическом развитии: запаздыванием или инверсией (нарушением последовательности) в прохождении определенных генетических программ, функциональной незрелости в развитии высших психических функций (ВПФ), а также неадекватного проживания возрастных этапов и несформированностью познавательной мотивации.

Одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание "одаренный ребенок” в плане констатации (жесткой фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он – "одаренный”, на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей одаренности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Льюис Д. "Советы родителям одаренных детей"

* Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
* Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
* Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстpиpовать свои работы.
* Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
* Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.
* Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
* Я поручаю ребенку посильные заботы.
* Я помогаю ему строить его собственные планы и принимать решения.
* Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
* Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
* Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
* Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы он ему следовал.
* Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
* Я никогда не наказываю ребенка унижением.
* Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
* Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
* Я регулярно читаю ему.
* Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
* Я побуждаю ребенка придумывать истории и фантазировать.
* Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
* Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
* Я позволяю ему принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
* Я никогда не дразню его за ошибки.
* Я хвалю его за выученные стихи, рассказы и песни.
* Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
* Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ему больше узнать.
* Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
* Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
* В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
* Я не хвалю его беспредметно и неискренне.
* Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
* Не существует тем, которые я совершенно исключаю для общения с ребенком.
* Я даю возможность действительно принимать решения.
* Я помогаю ребенку быть личностью.
* Я помогаю ему находить заслуживающие внимания телепрограммы.
* Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
* Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: "Я этого тоже не умею".
* Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
* Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
* Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном результате".
Если вы согласны с 20 % из этих советов, то, вероятно, над остальными стоит еще подумать. Но если они вас устраивают полностью или на 90 %, пожалуй вам следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку.

Литература

1.                              

Варламова Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3.- с.48.

2.               

Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1995. № 1.

3.               

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

4.               

Осипова М.П., Бутрим. Г.А.  Работа с родителями // М.П. Осипова, Г.А. Бутрим, и др.; под общ. ред. М.П. Осиповой, Г.А. Бутрима. - Мн., «Экоперспектива», 2003. - 298 с.

5.               

Тайнан Б. Ваш ребенок может мыслит как гений/ Бернадетт Тайнан; пер. с англ.М. А. Несмеяновой. – М.:АСТ:Астрель,2006. – 235. 

6.               

Шумакова Н.Б. Междисциплинарный  подход  к  обучению  одаренных  детей. // Вопр.  психологии. - 1996.- №3.- с.34.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kotik (24.09.2012)
Просмотров: 3860 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Ссылка
Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Наш опрос
Ваш ребенок любит ходить в детский сад?
Всего ответов: 53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0